Вижу, слышу, управляю
ДИСПЕТЧЕР УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
Вижу, слышу, управляю
Внимательность, железные нервы и глубокие технические познания в авиационной отрасли – это, пожалуй, три кита, на которых «держится» эта сложнейшая профессия. Без лишней скромности можно заявить, что ежедневно в руках этих специалистов находятся жизни тысяч людей.

Сегодня поговорим об одной из самых важных и востребованных профессии – диспетчере управления движением воздушного транспорта. Очевидно, что каждому из нас приходилось хотя бы раз подниматься на борт самолёта. И от этого специалиста, в том числе, зависит то, насколько комфортно и безопасно пройдет полёт.

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ
ДИСПЕТЧЕР УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА?

Если в двух словах, то этот профессионал занимается управлением движения самолетов в определенной зоне воздушного пространства, а также обеспечивает безопасность и точность полета.

А теперь давайте подробнее познакомимся с обязанностями диспетчера управления движением воздушного транспорта. В них входит:
  • слежение за движением воздушных судов с помощью технических систем;
  • поддержание связи с экипажами воздушных судов;
  • постановка команд (в том числе, на английском языке) по направлению движения, курсу корабля, его высоте, скорости и другим параметрам движения;
  • получение докладов от экипажей о готовности к тем или иным действиям, а также о внештатных ситуациях на борту;
  • принятие оперативных решений при аварийных ситуациях по расчистке воздушного эшелона, освобождении взлетной полосы и т.д.;
  • доклад непосредственному руководству об оперативной ситуации в зоне ответственности;
  • получение и передача информации от иных служб, обеспечивающих безопасность полетов – метеослужбы, технических служб аэродромов, соседних диспетчерских центров по управлению воздушным движением.
Теперь, действительно, становится понятен смысл девиза представителей этой профессии: «Вижу, слышу, управляю.

С ЧЕГО ВСе
НАЧАЛОСЬ
Человек всегда мечтал оторваться от земли и летать, как птица. И мифы о Дедале и Икаре в греческой мифологии – яркое тому подтверждение. А если говорить об олицетворении этой мечты в реальном мире, то, к примеру, французы Жан-Франсуа и маркиз де Арлендес впервые совершили полет на воздушном шаре на расстояние в 8 километров в 1783 году. После этого полеты усовершенствовались, их время и дальность увеличивались, позже человек начал покорять новые высоты и атмосферу. И когда воздушных судов стало настолько много, что их полеты потребовалось координировать, и появилась профессия диспетчер управления движением воздушного транспорта.
К слову, международный день авиадиспетчера отмечается 20 октября. Именно в этот день 1961 году была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров ( МФААД). Сейчас она объединяет более 50 тысяч авиадиспетчеров со всего мира. В СССР этот праздник не отмечали, и только с 1991 года, после вступления профсоюза диспетчеров России в МФААД, он появился в нашей стране. Однако история этой молодой профессии начинается гораздо раньше – с того момента, как впервые была установлена связь между воздушным судном и координатором полета на земле.

Кстати, у этой важной профессии есть несколько специальностей. Вот лишь некоторые из них:

- Диспетчер группы планирования воздушного движения составляет суточный план полетов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов.
- Диспетчер пункта обслуживания вылета Delivery выдаёт разрешение на полет по заявленному в представленном плане маршруту.
- Диспетчер руления управляет движением воздушных судов и аэродромных служб по территории воздушной гавани. Именно он разрешает запуск двигателей самолета, руководит движением по рулежным дорожкам, а затем даёт команду выруливать на предварительный старт перед взлётно-посадочной полосой (ВПП).
- Диспетчеры старта и посадки руководят на ВПП взлетающими и приземляющимися воздушными судами, дают команду занять исполнительный старт и начать взлет, контролируют посадку.
- Диспетчер круга руководит движением судна в области воздушного пространства от 2 километров и ниже, и в радиусе 50 километров от аэродрома. Выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку прилетающим воздушным судам и указания о первоначальном наборе высоты вылетающим.

Кто может стать
диспетчером управления движением воздушного транспорта?

Кто может стать диспетчер управления движением воздушного транспорта?

Очевидно, что профессия диспетчера управления воздушным движением связана с серьезными психологическими нагрузками. Кроме того, она требует от специалиста концентрации внимания, а также глубоких технических знаний в авиационной отрасли. Одним словом, эта профессия подходит тем, кто:

  • интересуется авиационной тематикой;
  • имеет склонности к техническим наукам;
  • обладает быстрой реакцией, способен концентрироваться и мобилизоваться в критических ситуациях;
  • психологически устойчив, аккуратен, пунктуален;
  • имеет хорошую дикцию и знает английский язык.
Кстати, вся бригада диспетчеров перед сменой проходит обязательный медосмотр. Рабочая смена обычно длится 7 часов, с обязательными перерывами для психологической разгрузки по 20 минут, через каждые два часа.
ГДЕ Я МОГУ ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ?
Чтобы стать диспетчером управления движением воздушного транспорта вовсе не обязательно иметь высшее образование. Будущие специалисты могут получить и среднем профессиональном образовании. Начать обучение можно уже после 9-го класса, поступив в организации, реализующие программы среднего профессионального образования. Познакомиться с тонкостями профессии можно и после 11-го класса. Данные популярных площадок по поиску работы говорят о том, что средний уровень дохода специалиста не ниже 50 тысяч рублей. А дальше всё зависит от опыта, компетенции и, разумеется, конкретного места работы.

НА КАКОЙ РАЗМЕР ЗАРПЛАТЫ МОЖНО РАССЧИТЫВАТЬ?

Безопасность полетов, а, следовательно, и жизни пассажиров авиалайнеров, во многом зависят от грамотного и профессионального выполнения авиадиспетчером своих служебных обязанностей. Очевидно, что эта профессия является одной из самых востребованных на рынке труда.
Так, среднестатистический авиадиспетчер авиационных линий в Москве в 2021 году получает около 130 тысяч рублей. Помимо рядовых диспетчеров, в авиакомпаниях трудятся и руководители полётов, которых также причисляют к данной специализации. Их средний оклад ещё выше – в среднем 160 тысяч. В обе суммы включены предусмотренные надбавки и доплаты. При этом, средняя зарплата сотрудников авиадиспетчерских служб в России колеблется в пределах 60–130 тысяч рублей.
Добавим, карьерный рост авиадиспетчера может быть связан с получением высшего образования в области авиационной и ракетно-космической техники. Авиадиспетчер, совершенствуя свои знания и навыки, а также накапливая опыт работы, может стать руководителем группы авиадиспетчеров.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

В каждый самолет, скорее всего, хоть раз попадала молния. Такие столкновения с электрическим разрядом происходят примерно 2-3 раза в год, и не представляют опасности для пассажиров или для воздушных судов. Разряд не проникает внутрь и не вредит корпусу.

Кстати, по признаниям авиадиспетчеров, гроза и туман – самые нелюбимые погодные явления. В первом случае, экипажам приходится летать как им вздумается, чтобы спастись от грозовых облаков. О своих действиях они, разумеется, докладывают, но от этого диспетчерам не легче. С туманом, по словам специалистов, немного проще. Если видимость пилотам не подходит – они ждут подходящих метеоусловий. Однако, если туман «висит» долго, то может возникнуть очередь из самолетов, которые потом приходится «разруливать».
В год совершаются тысячи аварийных посадок. Однако не стоит беспокоится, если вдруг экипаж самолета сообщает о незапланированном приземлении в промежуточном аэропорту. Причиной для этого может стать перестраховка из-за какой-либо возникшей неисправности, плохое самочувствие кого-то из пассажиров или экипажа, драка или курение на борту. Поводов тысячи, и такую ситуацию, в какой-то мере, можно отнести к «штатной».

В среднем в один момент во всем мире летит 13 тысяч самолетов, независимо от времени суток. Летом эти показатели увеличиваются и достигают 16 тысяч воздушных судов.