Камера! Мотор!
КЛИПМЕЙКЕР
КАМЕРА!
МОТОР!
Талант, помноженный на хорошую идею, приправленный безупречным вкусом и четким пониманием того, что зрители захотят увидеть не сегодня, а завтра! Примерно такой «формулой» руководствуются те, кто рассчитывает, как минимум, на многомиллионные просмотры. И, как максимум, на всемирное признание. Они – мультиинструменталисты, они знают, как выглядит музыка. Сегодня речь пойдет об одной из самых ярких и креативных профессий – о клипмейкере.
ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ КЛИПМЕЙКЕР
Клипмейкер или режиссер видеоклипов – это специалист, который занимается созданием рекламных или музыкальных видеороликов (клипов). Эти профессионалы не только придумывают саму идею будущего ролика, но и собирают команду – стилистов, операторов, костюмеров и других – все они будут работать под его чутким руководством. В отличие от режиссёров полномасштабных фильмов, эти профи обладают повышенной творческой «концентрацией»: клипмейкеры способны вложить свою идею и талантливо воплотить ее в жизнь всего за несколько минут.

С ЧЕГО ВСе НАЧАЛОСЬ

Название этой сравнительно молодой профессии состоит из двух английских слов: clip (переводится как «стричь, вырезать») и make (обозначает «делать»). Как вы догадались, клипмейкер занимается тем, что делает короткие нарезки из фильмов, видео- или звуковых файлов, из которых в итоге получается короткий видеоролик.
Эта яркая и очень востребованная профессия появилась относительно недавно благодаря активному развитию телевидения, киноиндустрии и шоу-бизнеса. Ее настоящим «двигателем» стали рекламные компании, продвигающие тот или иной продукт с помощью коротких видеороликов. Первые профессиональные клипмейкеры появились в середине прошлого столетия: сначала в США и европейских странах, а затем и в России.

Кто может стать
клипмейкером?

Первое, что должно быть в арсенале талантливого клипмейкера – это превосходный вкус и творческое мышление. Также настоящему профессионалу необходимо уметь не только генерировать самые смелые идеи, но и чётко представлять, как они будут выглядеть на экране. Предлагаем подробнее рассмотреть hard skills (жесткие навыки, которые имеют прямое отношение к профессии) и soft skills (мягкие навыки, которые важны для карьеры, но не привязаны к конкретной профессии) таких специалистов.

Hard skills:
Клипмейкеру необходимы теоретические знания: в частности, основы маркетинга, а также технологии и этапы производства рекламных видеороликов и клипов. Такой профессионал должен уметь работать со специальными программами, понимать как работает профессиональная аппаратура.
Soft skills:
К таким навыкам можно отнести:
  • физическую выносливость (она пригодится во время ненормированного рабочего дня);
  • развитую словесно-логическую и эмоционально-образную память;
  • ответственность;
  • активность;
  • наличие ораторских способностей.
  • И конечно же, работа с музыкой требует от представителя этой профессии отличного слуха и чувства ритма. Они необходимы для гармоничного сочетания композиции с элементами хореографии и видеорядом. От того, насколько удачным оно будет, в сущности, зависит успех клипа.
  • Помимо этого, специалисту нужно быть эмоционально устойчивым, поскольку без стрессов настоящий творческий процесс представить крайне сложно.
Кстати, проверить уровень развития своих soft skills ты можешь на сайте «Лифт в будущее», когда пройдешь тест. Ты сможешь сравнить свои результаты со сверстниками и узнать, над чем необходимо поработать. Переходи скорее по ссылке!
ГДЕ Я МОГУ ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ?
Чтобы стать выдающимся клипмейкером, вовсе не обязательно иметь высшее образование. Будущие специалисты могут получить диплом и о среднем профессиональном образовании. Начать обучение можно уже после 9-го класса, поступив в организации, реализующие программы среднего профессионального образования. Познакомиться с тонкостями профессии можно и после 11-го класса.

Уже во время обучения в колледже и даже еще в школе можно принять участие в Национальном открытом чемпионате творческих компетенций ArtMasters — это новый масштабный проект в сфере креативных индустрий, представляющий собой профессиональные соревнования специалистов бекстейдж. Чемпионат призван поддержать представителей этих профессий, раскрыть их потенциал, стать социальным и профессиональным лифтом, трамплином для тех, кто пока только выбирает свой путь.

СКОЛЬКО МОЖЕТ ЗАРАБОТАТЬ клипмейкер?

Тем, кто решил выбрать для себя профессию клипмейкера, стоит помнить, что доход это профессионала – это гонорары за проекты. А их величина зависит от известности специалиста и бюджета, выделенного на видеоклип или рекламный ролик. Кстати, вся полученная сумма достаётся отнюдь не самому клипмейкеру. Она делится между всей творческой бригадой, задействованной в съемках.
Стоит отметить, что громко заявить о себе на старте карьеры удается лишь единицам. Поэтому начинающий клипмейкер для начала может делать проекты для небольших телеканалов и маленьких студий. А идеальный вариант – устроиться ассистентом или администратором к именитому мастеру. Это позволит познакомиться с нюансами профессии и пройти хорошую практическую школу.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Большинство самых дорогих видеоклипов в истории были сняты в 90-х и преимущественно всего для двух артистов — легенд поп-культуры Майкла Джексона и Мадонны.

Так, самым дорогим клипом в истории на протяжении не одного десятилетия остаётся видео на композицию «Scream» Майкла и Джанет Джексон. Этот клип обошелся в 7 миллионов долларов. Его создателем был Марк Романек.

На втором месте – клип на песню «Die Another Day» Мадонны. Его стоимость составила 6 миллионов 100 тысяч долларов. Работала над ним шведская клипмейкерская команда Traktor. Кстати, это видео стоило дороже, чем целый фильм бывшего мужа Мадонны Гай Ричи «Карты, деньги, два ствола».
Известный кинорежиссер Люк Бессон, снявший такие известные картины, как «Пятый элемент», «Леон», «Васаби» и многие другие, начинал свою карьеру в «большом» кино именно с постановки музыкальных клипов.

Первый клип Леди Гага стоил 30 тысяч долларов. Команда проекта посмотрела на реакцию зрителей и поняла, что нужно делать с артистом дальше. Второй клип уже стоил 300 тысяч долларов, третий – три миллиона. Эти цифры озвучила известный российский клипмейкер Ирина Миронова. Такая же история, по ее словам, была с видео Бритни Спирс и Кристины Агилеры. Сама же Миронова создала музыкальные видео для Дианы Арбениной, группы «Би-2», Полины Гагариной и других известных артистов.